AMIR | Дата: Понедельник, 03.05.2010, 13:03 | Сообщение # 1 |
Добрый модер
Группа: Жильцы
Сообщений: 1352
Награды: 48
Репутация: 2038
Статус: Offline
Страна:
| ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Итоговая аттестация по иностранному языку в 9 классе осуществляется в двух формах: либо с помощью экзамена по выбору, который проводится в форме устного собеседования по изучаемому иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому и др.) на основе экза-менационных билетов, либо путем выведения итоговой оценки на основе академических успехов школьника. Примерные экзаменационные билеты для сдачи экзамена по иностранным языкам выпускника-ми основной школы (9 классы) общеобразовательных учреждений Российской Федерации состав-лены с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования (приказы Ми-нобразования России от 19 мая 1998 г. №1236 и от 30 июня 1999 г. №56) и федерального компо-нента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Ми-нобразования России от 5 марта 2004 г. №1089). Предлагаемые экзаменационные материалы являются универсальными и могут быть использо-ваны для итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по любому из учебно-методических ком-плектов по иностранному языку, рекомендованных Министерством образования и науки Россий-ской Федерации для использования во 2–9 или 5–9 классах общеобразовательных учреждений. Экзамен по иностранному языку в 9 классе ставит своей целью проверку уровня сформирован-ности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырех целевых умений – чтении и го-ворении в двух формах: монологической и диалогической. При проверке умений в говорении па-раллельно проверяются умения аудирования, произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся, а также их социокультурные знания и умения. Под социокультурными знаниями и умениями понимается умение учащихся осуществлять межличностное и межкультурное обще-ние с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изу-чаемого языка, в частности адекватное использование правил этикета в процессе устного общения с экзаменатором. Контроль умений учащихся в аудировании и письме, а также целенаправленная проверка лекси-ко-грамматических навыков могут быть осуществлены в форме итогового зачета по усмотрению педагогического совета школы. Предлагаемые экзаменационные материалы содержат ряд положе-ний, составляющих их новизну: • расширен спектр проверяемых коммуникативных умений: ознакомительное чтение, моноло-гическая речь в связи с прочитанным и неподготовленный диалог; • проверку продуктивных умений монологической речи (второй вопрос) предлагается прово-дить на основе прочитанного небольшого текста проблемного характера. Ученик должен выделить основную проблему, идею текста и прокомментировать ее, выразив свое мнение. Данный подход позволяет: a) комплексно проверить речевые умения школьника (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста, выражение своего мнения и его аргументация); b) обеспечить аутентичность и самостоятельность речевого высказывания ученика; • диалогические умения учащихся предлагается проверять в ситуации общения, в которой партнером экзаменуемого является учитель, исполняющий роль, определенную коммуника-тивным заданием, и выступающий как равноправный партнер, готовый поддержать собесед-ника в ходе общения; • разработаны критерии оценки коммуникативных умений учащихся, которые позволяют объ-ективно оценить ответ учащегося на экзамене по пятибалльной шкале, принятой в настоящее время в школе; • учитываются различия в условиях обучения и уровне подготовки учащихся общеобразова-тельных учреждений разных типов. Для учащихся школ с углубленным изучением ино-странного языка предусматриваются дополнительные вопросы, более сложные и объемные тексты; более высокие требования к оценке ответов учащихся, что отражено в шкалах оце-нивания. Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы в качестве ос-новы при разработке экзаменационных материалов для конкретного общеобразовательного учреж-дения с учетом особенностей его образовательной программы. Допускается внесение следующих изменений: частичное изменение и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначи-тельное увеличение объема текстов. Желательно не нарушать тематический баланс между заданиями в билете. Во всех трех задани-ях предметное содержание речи должно быть различно. Экзаменационные материалы содержат 20 билетов, что представляется оптимальным с точки зрения охвата проверяемых коммуникативных умений и затрагиваемой тематики и ситуаций общения. Количество экзаменационных билетов мо-жет быть увеличено по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. Од-нако их число не должно превышать 25, что продиктовано необходимостью нормализации учебной нагрузки школьников в период сдачи экзаменов. Структура экзаменационной работы Экзамен проводится в устной форме. Каждый билет содержит три задания. Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому предлагается законченный в смысловом отношении несложный ау-тентичный текст (из научно-популярной, публицистической или художественной литературы), со-ответствующий допороговому уровню (А2 согласно европейской терминологии), объемом до 1200 знаков. Задача экзаменуемого – ответить на 3 вопроса по содержанию текста, касающихся: • основной идеи; (О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?) • главных фактов. (Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?) От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев, помимо ответов на три вопроса по содержанию текста, требуется ответить еще на два вопроса экзаменато-ра, в которых необходимо: • оценить полученную информацию и выразить свое мнение (Что ты думаешь по поводу про-читанного и почему?); • прокомментировать те или иные факты/события, описанные в тексте (Чем можно объяснить возможность/невозможность (возникновение/исчезновение, интерес/отсутствие интереса, популярность/непопулярность и т.д.) событий/фактов, описанных в тексте?). Тексты, подби-раемые для проверки умения чтения, должны удовлетворять ряду требований: • соответствовать определенному государственным стандартом предметному содержанию ре-чи выпускников 9 классов; • соответствовать государственному стандарту по языковой трудности; • учитывать возрастные особенности и интересы учащихся 9 классов; • не выходить за рамки жанрового и стилевого разнообразия, рекомендованного в стандарте в отношении текстов для чтения (текст научно-популярный, публицистический, художествен-ный); • характеризоваться смысловой законченностью; • иметь образовательную и воспитательную ценность; • не содержать информации, способной оскорбить социальные, религиозные и национальные чувства учащихся. Формулировка задания для проверки умений в чтении соотнесена с критериями оценивания. Правильным ответом считается ответ, который полностью соответствует содержанию текста. От-вет, который содержит не только основную информацию, но и детали, является полным. Второе задание проверяет умения монологической речи. Задача экзаменуемого – сделать сообщение в связи с прочитанным текстом, высказать и аргу-ментировать свое отношение к поднятой автором проблеме. В качестве опоры для монологического высказывания используют небольшие по объему тексты разных жанров из любых источников (в том числе из УМК), соответствующие тематике, опреде-ленной стандартом основного общего образования по иностранному языку: • межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; • школьное образование, изучаемые предметы; проблема выбора профессии и роль иностран-ного языка; • досуг, увлечения; • родная страна и страна/страны изучаемого языка; выдающиеся люди, их вклад в мировую культуру; • природа и проблемы экологии; здоровый образ жизни. Объем монологического высказывания не менее 12 фраз. От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем монологического высказывания не менее 15 фраз. Обратить внимание на подготовку следующих тем. 1. Путешествие 2. Английский язык 3. Жизнь в XXI веке 4. Компьютеры в нашей жизни 5. Газеты 6. Экологические проблемы 7. Хобби 8. Здоровое питание Третье задание проверяет умения диалогической речи и предполагает решение поставленной коммуникативной задачи в типичных ситуациях общения в рамках тематики, определенной стан-дартом основного общего образования. Задача экзаменуемого – продемонстрировать навыки и умения речевого взаимодействия с партнером в рамках предложенной коммуникативной задачи: 1. Начать и закончить разговор. 2. Поддержать разговор, а именно: • запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающе-го на позицию отвечающего; • дать совет и принять/не принять совет партнера; • сделать предложение в соответствии с ситуацией и темой общения и выразить согла-сие/несогласие с предложением партнера; • выразить точку зрения; • запрашивать мнение партнера; • согласиться/не согласиться с высказанным утверждением/мнением партнера; • выразить одобрение/неодобрение, извиниться; • выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорче¬ние/сомне¬ние/удивление и т.п.); • вежливо переспросить в случае необходимости; • соблюдать очередность реплик. Принимая участие в диалоге, в зависимости от коммуникативной задачи учащиеся могут про-демонстрировать лишь некоторые из перечисленных выше умений речевого взаимодействия с партнером. Поэтому в характеристике ответа все коммуникативные умения обозначены термином «поддерживать беседу». Партнером экзаменуемого выступает учитель. Предполагается, что экзаменатор должен быть доброжелательным и открытым для общения. Ситуации должны быть сформулированы таким об-разом, чтобы диалог начинал учащийся. Это позволит учителю оценить его умение вступать в коммуникацию. Формулировки заданий для проверки умений учащихся в диалогической речи соотнесены с кри-териями оценивания. В заданиях заложены элементы прогнозируемого содержания высказывания учащегося, которые выступают объектами контроля. Например, выразить мнение, доказать оши-бочность мнения оппонента, привести два аргумента. Каждый из элементов задания является пока-зателем полноты его выполнения. Обязателен обмен не менее 5–7 репликами с каждой стороны. От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем диалогического высказывания от 8 до 10 реплик с каждой стороны. На подготовку всех трех заданий отводится 30 минут; устный ответ занимает 8–10 минут. Ответ оценивается по пятибалльной шкале, принятой в Российской Федерации. Общая экзаменационная отметка складывается из трех отметок за выполнение отдельных зада-ний и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам, то есть 3,5 и выше дают 4 балла, 4,5 и выше дают 5 баллов. При оценивании отдельных заданий рекомендуется руко-водствоваться приводимыми ниже шкалами, которые описывают наиболее типичные случаи. Использование предложенных шкал оценивания требует определенного навыка. Поэтому учи-телю рекомендуется заранее изучить данные шкалы, ознакомить с ними учащихся и использовать шкалы в ходе учебного процесса до итоговой аттестации. В состав экзаменационной комиссии рекомендуется включить учителя экзаменатора, который непосредственно ведет экзамен и учителя-эксперта, задачей которого является соотнесение ответов экзаменуемого с критериями в шкалах. Итоговая оценка определяется всеми членами экзаменаци-онной комиссии.
Ветеран сайта.
|
|
| |