Историю создают не обычные люди, а герои. Те, кто способен на поступок, а иногда — и на жертву. В 2010 году у игровой индустрии были свои герои, свои святые и демоны.А кто стал в этом году вашим личным индустриальным героем?
Маркус Перссон
![](http://shos.biz/_nw/11/24584708.jpg)
Шведский программист и музыкант, известный также под ником Notch, в одночасье стал одной из самых заметных персон игровой индустрии благодаря Minecraft — игре без жанра, цели и смысла, от которой почему-то невозможно оторваться.
Геймплей Minecraft до неприличия прост — вы роете землю в поисках ресурсов, добываете древесину, создаете орудия труда и другие полезные вещи, а из добытого — строите... что бог на душу положит. Простор для творчества открывается богатейший: умельцы воссоздают в Minecraft карту Хайрула из The Legend of Zelda: A Link to the Past, строят работающие машины Руба Голдберга, возводят дворцы и домики на деревьях. Minecraft стала индустриальным феноменом, продажи вплотную приближаются к миллионной отметке. Это история успеха, которая снится каждому инди-разработчику в самых сладких снах. А речь, между прочим, идет об игре, дата релиза которой даже не назначена. На официальном сайте запросто продается бета-версия с большой скидкой и бесплатным апгрейдом до всех последующих версий, включая финальную. И если почти миллион человек добровольно заплатил за то, чтобы поиграть в еще абсолютно сырую версию Minecraft, то страшно даже помыслить, что произойдет, когда Маркус наконец решит, что час настал, и игра появится на какой-нибудь рождественской распродаже в Steam.
Blizzard Entertainment
![](http://shos.biz/_nw/11/56528552.jpg)
Blizzard постоянно что-нибудь выпускала, но в основном это были дополнения к World of Warcraft. Все изменилось изнуряюще жарким летом 2010-го — вышла StarCraft 2: Wings of Liberty. В первые же часы после релиза сервера активации в Battle.net были перегружены — таково было количество желающих сейчас же, сию же минуту поиграть в новый StarCraft. Моментальный коммерческий успех проекта и практически единодушное признание критиков в очередной раз подтвердили статус Blizzard как лидеров индустрии.
Позже, на BlizzCon 2010, компания объявит о новых планах относительно StarCraft 2. Оказывается, для Blizzard это не просто игра, а целая игровая платформа. В качестве живых примеров приводились StarJeweled, Left 2 Die и Aiur Chef — модификации, менявшие геймплей подчас до полной неузнаваемости.
Ну а довершил дело триумфальный запуск World of Warcraft: Cataclysm — дополнения, которое навсегда изменило Азерот, добавило две новые расы и заставило вернуться в WoW бессчетное количество «завязавших» подписчиков.
Дмитрий Глуховский
Написанный Дмитрием роман «Метро 2033» стал культовым еще до публикации. А основанная на нем игра, созданная выходцами из GSC Games, неожиданно для многих стала чуть ли не первым качественным сюжетным шутером по-русски. Ее авторы не стали создавать очередную «песочницу» в духе S.T.A.L.K.E.R. (хотя в романе можно было найти предпосылки и для такой игры), а выпустили отлично срежиссированное, напряженное приключение. И что важно, действительно неплохо написанное. В «Метро 2033» хватало без преувеличения замечательных диалогов и ярких, запоминающихся моментов. Приплюсуйте сюда крайне уместные элементы survival horror (постоянно чего-то не хватает: кончаются патроны, засоряются фильтры у противогазов), и получите объяснимо и заслуженно успешную игру с неизбежным сиквелом. А раз так, то Дмитрий имеет все шансы в скором времени стать кем-то вроде российского Марка Лейдлоу. Если, конечно, сам захочет.
Team Meat
Team Meat — микроскопическая студия. Бюджеты мизерные, штат — никакой. И тем не менее именно в ее стенах в 2010-м появился на свет идеальный платформер Super Meat Boy — игра, сделанная из ваших слез и пота. Само ее существование доказывает, что не перевелись еще на свете люди, готовые штурмовать высокие широты, подниматься на самые неприступные пики и проходить каждый уровень по пятьсот раз, и таких людей много.
А ведь начиналось все с обычной флэш-игры, каких выходит каждый год тысячи. Незамысловатый браузерный платформер до сих пор развлекает посетителей сайта Newgrounds, а Эдмунд Мак-Миллен и Джонатан Мак-Энти выпускают патчи (чрезвычайно востребованные патчи!) и сочиняют следующую игру. Они уже наотрез отказались делать сиквел к SMB и даже объяснили свое решение пространным сообщением в официальном блоге. По их мнению, продолжение всегда хуже оригинала, а любой, кто соглашается на сиквелы-триквелы, — просто продажная шкура. Позиция тоже по-своему объяснимая и достойная героев года. Хотя и жаль, что у нас никогда не будет Super Meat Boy 2.
Treyarch
![](http://shos.biz/_nw/11/31090060.jpg)
Студии Treyarch нужен был шанс. Нужна была возможность доказать всему миру, что не только зазнайки из Infinity Ward могут выпускать настоящий Call of Duty. Такой шанс у нее появился, и воспользовалась она им на полную катушку. Разгромив IW в ими же придуманной игре, Treyarch создали Black Ops. Виртуальный гимн паранойе, шутер, который подтверждает: да, за вами действительно следят, а еще персонально вы убили Кеннеди. Гавана, Воркута, Байконур, Вьетнам — это даже не аттракцион, это поездка на скоростном поезде со сломанными тормозами.
В конце концов, Treyarch впервые в истории сериала решились на то, чтобы изъять ненадолго камеру из головы главного героя и показать нам его самого: напряженного, побитого жизнью, отовсюду ждущего подвоха. Infinity Ward считали, что это помешает геймплею, а вот их вечные подмастерья не побоялись испробовать кое-что новое и добились не меньшего успеха.
Не удивимся, если в офисе Treyarch в Калифорнии после поступления первых оценок и данных о продажах была устроена грандиозная вечеринка. Цель достигнута.
|